Тексты в этой книге подводят черту в существовании эпохи наивной невинности украинского общества.

Главное достоинство Константина Дорошенко как автора – наличие собственного суждения, на которое не влияют ни настроения толпы, ни лидеры общественного мнения, формирующие эти самые настроения исходя из собственных сиюминутных меркантильных интересов.

Он выгодно отличается присутствием своей индивидуальной позиции от сонма безликих личностей, которым в основной своей массе совершенно нечего сказать читателю – и поэтому беднягам остается лишь дожевывать чужие просроченные мысли до состояния аморфно-скудной пищи для  ума, чтобы ею никто случайно не поперхнулся в процессе чтения. С Дорошенко – другое дело. Вселенная его текстов пронизана лучами крайнего индивидуализма, и простейшие в этих лучах могут почувствовать себя весьма некомфортно.

Индивидуальное суждение сегодня это роскошь. С тех пор, как воинствующая титушня в буквальном смысле выпиздила из Украины журналиста Анатолия Ульянова, Константин Дорошенко остался чуть ли не единственным в стране пишущим о культуре критиком, чьи тексты можно читать без рвотного пакета под рукой.

«Конец эпохи позднего железа» охарактеризован выпускающим издательством как «сборник избранных статей Дорошенко, представляющий собой комментарий культурной ситуации последних двадцати лет, который может быть интересен как профессионалам-искусствоведам, так и более широкой аудитории». Тем не менее, широкой аудитории вряд ли удастся полакомиться в этой книге своими любимыми желудями приземленных смыслов.

К огромному сожалению для филистеров в этой книге не найдется ни деталей психоделических тусовок со Светланой Вольновой, ни сочных подробностей грязного скандала, с которым в 2012 году по доносу постсоветских негодяев с большим подбородком и шлепающей парой губ была варварски разрушена групповая выставка, которую Дорошенко курировал в Киеве совместно с человеком-собакой Олегом Куликом.

Зато в книгу вошла беседа её автора с участниками этой выставки – Дмитрием Гутовым, Анатолием Осмоловским, Валерием Чтаком и уже упомянутым Олегом Куликом. Последний рассказал презабавнейшую историю о том, как в начале ХХ века английский экспедиционный корпус разнес из двух пулеметов целую армию тибетцев к их же вящему удивлению – ведь они вышли воевать против англичан с сильнейшими амулетами вроде зубов и волос святых. Гутов резюмировал этот поучительный курьез как наиболее вероятное будущее России, которая, по его мнению, полностью исчезнет с карт к 2048 году – только последнее заведомо проигрышное сражение будущего будет вестись хоругвями и чудотворными иконами против айпадов.

Отдельного упоминания заслуживает и текст Дорошенко, детально анализирующий феномен китча на примере его эталонного представителя – Никаса Сафронова. Конечно, никакому Клементу Гринбергу и в самом страшном сне не могло привидеться такое феноменальное заискивание перед отсутствующим вкусом плебса, помноженное на привычку лизать барский сапог.

Блестяще автор прошелся и по эволюции вкусов элиты в Украине: «в 2004-м престижным для девушек света в Киеве было становиться дизайнерами, открывать бутики или рестораны, а вовсе не галереи и выставки. Нынче – другое дело».

Учитывая зыбкость незыблемости прогресса, что то и дело подтверждается повреждением файлов, удалением веб-страниц и блокированием аккаунтов в социальных сетях, издание подобного сборника крайне актуально, несмотря на то что прогрессивные тренд-сеттеры то и дело предрекают скорую кончину бумажных книг. И хотя при известной доле напористости многое из содержимого сборника статей все еще можно отыскать в сети, бумага по-прежнему придает текстам чуть больше трансцендентальности. Это, несомненно, документ времени, который с течением времени будет становиться все более ценным как историческое свидетельство.

Тексты в этой книге действительно подводят черту в существовании целой эпохи наивной невинности украинского общества – ровно до того момента, когда гнилые ошметки былой умиротворенной сытости смешались с кровью жертв, расстрелянных снайперами в центре и разорванных артиллерией на куски на периферии. Дата последнего из текстов – 4 февраля 2014 года: тогда вряд ли еще кто-либо представлял не только саму возможность, но и неизбежность последующего ультранасилия, на которое украинское общество пытается не обращать внимание, как нищий, привыкший к своим кровоточащим язвам.

АВТОР: ПАВЕЛ ЛУЖЕЦКИЙ