Украинский художник Алексей Сай рассказал Марии Вторушиной о трехнедельном погружении в итальянскую культуру, о жизни в резиденции, которую основал Микеланджело Пистолетто и о фашистской архитектуре.
Как съездил? Как тебя занесло в итальянскую резиденцию?
В рамках программы по обмену резиденциями RESÒ/Lab. Они сотрудничают с нашей резиденцией BIRUCHIY. В сентябре BIRUCHIY принимал туринского художника Франко Ариаудо, а потом мы с Алиной Якубенко поехали в резиденцию Cittadellarte-Fondazione Pistoletto, которая находится в итальянском городе Бьелла. Город этот размером, скажем, с Воловец. Но вообще, выглядит он замечательно, совсем не как Воловец. Там восхитительная итальянская архитектура, на каждой площади памятник, все старинное. Все очень размеренно – магазины закрываются в шесть часов вечера, в восемь все уже спят.
Мы провели в резиденции три недели, но много путешествовали. Большую часть времени, конечно, находились в «Университете идей» в Бьелле. Великий Микеланджело Пистолетто сам родом из Бьеллы. Он выкупил там кусок промзоны – любопытнейшее место. Ткацкие цеха, которые получали электричество от речки. Чем-то она напоминает реку Прут в Карпатах. Часть этого фабричного городка Пистолетто переоборудовал в «Университет идей». Там происходят различные собрания, учебные курсы, на которые приезжают художники, преподаватели и исследователи со всего мира. В резиденции проходят выставки. Если тебе посчастливится найти человека, который отопрет дверь в галерею, то сможешь даже эту выставку посмотреть.
А, ну это итальянский подход к экспозиционному делу.
Да, там хранится личная коллекция Пистолетто. Постоянно действует его персональная выставка, есть знаменитые «Этруск перед зеркалом», «Венера в лохмотьях», и его работы более позднего периода, которые не появляются обычно на выставках. Нравятся ему сейчас совсем уж простые вещи, работает сейчас с идеей «Третьего рая». Пистолетто очень уважают, потому что он организатор многих художественных процессов и фактически удерживал все итальянское искусство второй половины ХХ века. Ему доверяют, позволяя на центральных площадях городов устраивать акции и ставить свои произведения. Несмотря на возраст, он ведет очень активный образ жизни, всегда бодр и продолжает реализовывать кучу проектов.
Как у вас происходило взаимодействие с местным сообществом?
Ой, происходило. Во-первых, у нас был Сережа Канцедал, который нас везде водил и со всеми знакомил. Прежде всего, мы поехали в Турин на ярмарку Artissima. Раз в году, в ноябре, происходит большое событие для туринской арт-тусовки. Кроме Artissima проходят еще несколько ярмарок поменьше, по всему городу открываются выставки, pop-up проекты. Турин – город довольно консервативный. Это не мегаполис как Милан, а типичный итальянский городок, спокойный, классицистический. Создание там масштабного события для искусства и про искусство – глобальный урбанистический и эффективный эксперимент. Неделя для всего города лихорадочная, все хотят везде успеть, минимум 4 открытия в день. Очень много веселья и общения. Обстановка как в фильме Паоло Соррентино «Великая красота».
Там были герои твоих работ, офисные страдальцы?
Да, да, были. Мы с Алиной Якубенко провели artist talk на Artissima, рассказали о своей практике – нескольких я там видел. Но активнее я с ними общался уже на нашей квартирной выставке. Люди и там все еще так живут, ходят по расписанию на работу, сидят в Exсel. Жаловались мне. А после Турина, мы отправились в Милан.
Ты проводишь параллели с Украиной. Милан известен – не в последнюю очередь – архитектурой фашистского периода. У нас модернистскую архитектуру СССР и искусство этого периода пытаются спрятать или уничтожить… Точно не сохранить. Как итальянцы решают этот вопрос?
Так я тебе больше скажу, даже в Бьелле есть здания фашистского периода, в прекрасном состоянии. В Милане – да, конечно. Жители архитектуру берегут, для них это искусство. Перед знаменитым судом в Милане так и написано, что это шедевр фашистской архитектуры. Подробно рассказано о том, как и при каких обстоятельствах его построили. В Италии отделяют историю от современности. Итальянцы как раз не «декомунізували» свою культуру, так как это пытаются сделать у нас. Да, конечно, памятники Муссолини и Гитлеру убрали, а вот памятник одного из военачальников Муссолини так и стоит. И то же самое с историей Первой Мировой, в которой Италия была перебежчиком, меняла союзников. Они не говорят об этом как о славных подвигах, но слово «фашисты» употребляют без стеснения, в его правильном значении. Тут меньше стигматизации, чем в Германии. Milano Centrale, вокзал, который Муссолини переделал так, чтобы он представлял силу и мощь фашистского режима, так и стоит. И орлы в декоре там присутствуют, никто не пытался их оттуда сбивать или демонтировать. Тем более, у итальянцев богатая история – для них эти орлы символизируют не только Третий Рейх, но и Римскую Империю, сенат и народ Рима. К историческим событиям относятся дистанциированно. Их же, событий, очень много, потому нет зацикленности на чем-то одном. Хоть Италия и расплатилась после войны тотальной бедностью на протяжении нескольких десятков лет. Там уважают и помнят партизанов, которые боролись с фашизмом, устанавливают памятники.
Были беседы на эту тему?
А вот в общении итальянцы все-таки этой темы избегают, как и немцы. Интересуются тем, что происходит в Украине. Хотя информация в Италии подается вообще не так. Очень активно работает русская пропаганда. Это там действительно чувствуется.
Каким образом?
Например, гигантская промо-кампания русского балета: танцующие в бальных платьях женщины на фоне заснеженного Кремля, русские звезды… Обычно, если приезжает театр, то скромно клеит афиши. Но у русского балета баннеры размером с дом. Туда вложено очень много сил и денег. Мощнейшая кампания посвящена столетию Октябрьской революции. Все заклеено красными плакатами, флагами, изображениями Ленина и так далее. Подано это тоже грамотно. Не как праздник, а как память о знаменательном событии, с информацией о нем. В общем, Россия вливает миллионы долларов в то, чтобы заявлять что она «великая страна», и разворачивает продвижение этой идеи в Европе через свою культуру.
А Украина в итальянском культурном поле представлена?
Ну, стратегически вообще никак. Мы вот приехали… Видел еще на Artissima на стенде британской галереи работы Бориса Михайлова и Ильи Кабакова. Такого заметного украинского следа не увидел. А кто ее экспортирует вообще, нашу культуру?
А вы как культурная делегация, чем занимались кроме путешествий?
Сережа Канцедал нам организовал выставку квартирного формата в Турине.
Я показал свой Excel art разных периодов, а Алина Якубенко – серию Selfie. Пришло много гостей, художников. Еще у меня в Бьелле появилась новая работа, анимация. Мы ездили в святилище Оропа, недалеко от Бьеллы. Там хранится статуя Черной Мадонны, которой приписывают разные чудеса. Люди, которым она помогла, часто оставляют там забавные картинки, в которых рассказывают, что с ними произошло. В Оропе целая галерея с этим наивным искусством, есть даже работы конца XIX века. Я выбрал лучшие, на мой взгляд, сюжеты: о том, как молния ударила в коровник, столкновения машин и велосипедистов, неудачи из жизни работников завода… В общем-то, что дает представление о том, как живут там люди, чем занимаются, и какие у них проблемы.
Ого, в этом есть что-то от живописи Кватроченто. Фра Беато Анжелико, Филиппо Липпи. Ты тоже так думаешь?
Ну конечно. Это же Италия.