23 мая в рамках Кyiv Art Week открывается украинско-литовский проект «Ужупис: ответственность за свободу». АМЕБА публикует текст его куратора, Константина Дорошенко.

«Каждый отвечает за свою свободу», — провозглашает статья 32 Конституции республики Ужупис, социально-творческого анклава на территории Вильнюса.

Ужупис (по-русски – Заречье) – некогда депрессивный район столицы Литовской Республики, в 1990-х облюбованный представителями артистических профессий – художниками, кинорежиссерами, актерами, музыкантами, литераторами. В 1996 году там был основан «Центр альтернативного искусства», а в 1997-м группа творческих деятелей провозгласила создание концептуального государства – республики со своими президентом и министрами, гимном, гербом и флагом, конституцией и почтовыми марками. Богемная публика изменила район, нынче он – один из примеров естественной, неагрессивной джентрификации на постсоветском пространстве. Этот опыт представляет несомненный интерес для Киева и Украины. Как и вообще – литовский опыт в культурной политике.

Йоланта Кузикайте. Лунный свет. 2016

Йоланта Кызикайте. Лунный свет. 2016

Богемность ассоциируется с необязательностью, раскованностью, определенной бардачностю. Ужупис отдает дань этому имиджу – некоторые галереи или магазинчики работают не в конкретные часы, а лишь тогда, когда владельцам заблагорассудится. Район тешит жителей и гостей карнавалами, выступлениями под открытым небом симпатизирующих ему звезд – странствующих театральных трупп, вольных поэтов, Далай-ламы XIV или Бориса Гребенщикова. Впрочем, жизнь тут упорядочена и безопасна. Поскольку литовский темперамент и драматичный исторический опыт несут осознание связи между свободой и ответственностью.

Ответственность является и последствием свободы, и ее условием. Потому те, кто не хочет ответственности, оказываются под диктатурой. Художник ответственен за свои талант, видение, творческие силы и ответственность эта едва ли не жесточайшая. Поскольку себе не солжешь, невысказанное творческое слово приносит страдания и депрессию. А его произнесение требует усилий, ведь творец обращается не к пустоте. Любое творчество социально, диалогично, даже если единственный твой респондент – Бог или Беатриче.

«Поскольку слабые индивиды обычно понимают свободу как стоять обнаженными и беззащитными перед темным и враждебным миром, единственным спасением оказывается сломать чужой дух или собственную личность», — размышляет литовский философ и историк идей Леонидас Донскис, критикуя жесткую ротацию насилия в массмедиа постсоветского пространства, включая социальные сети. Свобода без ресентимента, построенная на изучении себя, пестовании собственного достоинства, заставляет отказываться от манихейства, предлагает творческую игру с многообразием мира.

Северия Инчираускайте-Кряунявичене. “With Love from…”. 2018

Северия Инчираускайте-Кряунявичене. “With Love from…”. 2018

Европейский ландшафт – это смешение многих национальных, конфессиональных, культурных, интеллектуальных традиций на небольших территориях. В отличие от огромной однообразной степи. С Ужуписом, например, связаны судьбы таких идеологически противоположных фигур, как Юзеф Пилсудский и Феликс Дзержинский. Когда-то здесь проживала большая иудейская община, претерпевшая погромы при российском царизме и практически уничтоженная Холокостом. Еврейское наследие сегодня изучают интеллектуалы Ужуписа, осознавая бесценность каждой ноты в культурной симфонии места и города.

Отдавая должное фантазии создателей Ужуписа, как виртуального мира, территории игры в ландшафте реальности Вильнюса, на выставке мы не создаем копию, декорацию или иллюстрацию. Ужупис, как и Диснейленд, в конце концов, – симулякр. Но симулякр уникальный, подпитывающийся не потреблением. Он предлагает не товар, не солипсизм и не эскапизм. Он предлагает встречу с ощущением свободы. Индивидуальной, а следовательно – имеющей границы и требующей ответственности.

Римас Сакалаускас. Сессия. 2015

Проект посвящен 100-летию восстановления Литовской государственности и объединяет работы художников разных жанров и поколений из Литвы и Украины. Это Федор Александрович, Ина Будрите, Сергей Захаров, Северия Инчираускайте-Кряунявичене, Йоланта Кызикайте, Валерий Милосердов, Кирилл Проценко, Римас Сакалаускас, Антанас Суткус (из коллекции Айвараса Абромавичюса). С лекцией в рамках проекта выступит министр иностранных дел республики Ужупис, публицист Томас Чепайтис.

Ина Будрите. Смертельный час. 2013

Ина Будрите. Смертельный час. 2013

АВТОР: КОНСТАНТИН ДОРОШЕНКО